19 июня.
Сегодня у меня начался небольшой отпуск. Так как отпуск небольшой, а дел было много, то в поход я решил отправиться сразу же. Немного смущала погода: шли дожди. С некоторыми сомнениями все же стал готовиться к походу. Эта подготовка заняла часа полтора, вместе с хождениями по магазинам и укладыванием купленного по рюкзакам и сумкам. Маршрут пролегал по Калужской области через Тихонову Пустынь, Перемышль, Козельск, Оптину Пустынь, Сухиничи, Мещовск и Мосальск. И так, в 16.05 я выехал из Вязьмы на дизель- поезде, идущем в Калугу. Между Вязьмой и Калугой пустили красивый и современный РА-2(рельсовый автобус), но мне не посчастливилось ехать на нем и пришлось довольствоваться старым венгерским дизелем, кстати, внутри переоборудованным и имеющий современный вид. Так как была суббота,то народу в поезде было немного, и я хорошо устроился вместе с велосипедом.

Через три с половиной часа я слез с поезда на 136 км. Немного проехал по дороге вдоль ж/д пути и выехал на трассу Калуга- Медынь. Через полчаса я вьехал в поселок Лев Толстой, вскоре увидел колокольню Тихоновой Пустыни. Свернул с трассы и был перед воротами обители. Здесь находятся мощи преподобного Тихона Калужского.

читать дальшеНа рубеже 19-20 вв. обитель принимала большое число половников, немного уступая по числу половников Оптиной Пустыни. Моей целью не было посещения святого места и я уподобился нашим древним русским паломникам, которые достигали Иерусалима, и по-своему недостоинству, не решались вступать в святой город, и возвращались на Родину.

Я сделал несколько снимков (правда не таких живописных, на которых изображается Тихонова Пустынь). И стал двигаться дальше. Было около 9 вечера и необходимо было уже задуматься о ночлеге. Вскоре я выехал на оживленное Киевское шоссе, в стороне осталась Калуга.
Вдоль трассы попадались лотки в которых продавались тульские пряники различных форм и размеров. Я проехал мост через Угру,

перед мостом был памятник, изображающих древних русских воинов. Похожий памятник имеется в Смоленской области рядом с пос. Знаменка, тоже недалеко от Угры. Эти памятники посвящены знаменитому «стоянию на Угре» в 1480 году. Где было это стояние остается загадкой. Что дает право жителям того или иного места вдоль реки Угры, что «стояние» было именно в их местности. Река Угра в этом месте широкая, во всяком случае крупнее, чем в Смоленской области. Ехать по Киевскому шоссе было малоприятным занятием. Во-первых оно узкое, а во-вторых большой поток транспорта. Я больше ехал по обочине. Я доехал по нему до указателя на Воротынск, свернул и увидел табличку, на которой было указано , что до Оптиной Пустыни 60 км. Хотя, судя по карте, расстояние до Оптиной было более 70 км. Ну, ладно, необходимо было искать место для ночлега. Вскоре я сьехал на проселочную дорогу , проехал порядочно от трассы и остановился на поле возле леска. В этот день я проехал 34 км. Поставил палатку, приготовил ужин и улегся спать. Около 12 часов ночи приехала компания молодежи на мотоциклах и расположилась рядом, не знал я, что в таком удаленном месте могут быть гости. Я по-видимому остался незамеченным. Компания пробыла часа два и уехала. Естественно, что спокойный сон наступил после их отьезда.
20 июня.
Проснулся, вернее, окончательно встал я часов в 5 утра. Зажег костерок, перекусил, собрал палатку, и около 7 утра я выехал.

Погода была замечательной, настроение тоже. Повсюду открывались замечательные виды. Калужская область на них богата. И что удивило, так это засеянные поля, а не как в Смоленской области ( во всяком случае, где я проживаю). Часа через два я проехал г. Перемышль( он остался в стороне).

Становилось все жарче. Приходилось чаще останавливаться, чтобы отдохнуть и чего- нибудь выпить. По мере приближения к Козельску, местность становилась все живописнее. С левой стороны, по ходу движения, была широкая долина реки Жиздры,

за ней, насколько хватало глаз, простирались сосновые леса. Дорога вилась по склону к речной долине, то поднималась, то опускалась. Каждый раз открывались живописнейшие виды. Наиболее красивые виды были у Подборки.
. Вот появился дорожный указатель на Шамордино. Я решил заехать в Шамординский монастырь.

Перед монастырем также открывалась живописная панорама. Монастырь находился на высоком берегу реки Серена. Глубоко внизу река делала широкую петлю, образуя глубокую речную долину.

Перед вратами в святую обитель было могу народа, машин и торгующих всякой всячиной.

Неудивительно, ведь был воскресный день. Я выпил стаканчик вкуснейшего медового кваса на березовом соке! Как путешествующему велосипедисту мне была предложена скидка на квас. Было искушение воспользоваться скидкой и затариться квасом, но при такой жаре, этот освежающий напиток грозил превратиться в нечто более градусосодержащее. Я вернулся на трассу Калуга – Козельск, и продолжил путь к Оптиной. Начиналась жара. Я с тоской посматривал на любые встречавшиеся мне водоемы. Наконец, вдали показались золотые главы Оптиной..

Но до нее необходимо было доехать. Прямой дороги к ней не было. Надо было доехать сначала до Козельска, переехать мост через Жиздру, и «вернуться» к Оптиной. Проехать Жиздру просто так я не мог. Я заехал под мост.

Разделся и залез в воду. Блаженство! Жиздра здесь широкая, но не глубокая.

Течение быстрое, дно песчаное. Мимо проплыла байдарка. После купания захотелось есть. Тут же на берегу я перекусил. Было около 13 часов. После моста через Жиздру, проехав пару километров через сосновый лес, я оказался в Оптиной.

Здесь было много паломников. Были и нищие. Но никто из них не обратился ко мне за милостыней. Наверное, я представлял вид истинного паломника: изможденный, небритый с велосипедом и рюкзаком. Не только просить, но в пору , самому что-нибудь мне пожертвовать. В монастырь я не стал заходить, ведь я был «обременен» транспортом. Лишь коснулся рукой святых врат.

Немного постоял и пошел к святому источнику. Рядом с монастырем были две палатки, где продавались пирожки, кофе, соки. Интересно, что вместо цен было слово «пожертвование». «Пожертвование на чай 10 руб» и так далее. Около святого источника было менее многолюдней. Купальня представляла собой крытый павильон с женской и мужской половинами.

Рядом можно было набрать святой воды. Я набрал кружку. Попил и окатил себя с головы до ног. На святом источнике необязательно троекратно погружаться в воду. Но можно просто умыться. Попить святой воды. Теперь мой путь лежал в Козельск. Он находился рядом с Оптиной. Посмотрев карту Калужской области, я поехал согласно ей. Козельск городок небольшой, находится на возвышенности, наверное, здесь две главные улицы. Я поехал по дороге, которая шла от Пустыни, и дальше переросла в городскую улицу.

Дорога стала подниматься вверх. В городе я купил сока и мороженое. В третьем часу дня я выехал из города и взял направление на Сухиничи. Предстояло проехать 30 км. Вроде и не далеко. Но стало невыносимо жарко. Пришлось часто останавливаться для отдыха. Я решил отдохнуть по-дольше. Но всяческие зловредные насекомые в виде мух и слепней не дали это сделать. Пришлось дальше крутить педали. Что- либо интересного между Козельском и Сухиничами не было. Пытался окунуться в попавшемся водоеме, но он был облеплен отдыхающими. Когда жара стала невыносимой, я забрался под мост над маленькой речушкой. Запустил туда ноги. Вода была ледяной, и очень освежающей. Постояв немного в воде мне даже стало холодно. Я решил продолжить путь. За мной вился рой слепней. Ближе к Сухиничам портилась дорога. В одном месте вместо асфальта лежали бетонные плиты. Но дальше дорога стала лучше. А вот и окраина Сухиничей. Был шестой час вечера. Сухиничи- небольшой райцентр Калужской области.

В центре города был действующий фонтан, было вполне благоустроено.

Чуть отступишь в сторону – и деревня. Мне нужно было найти дорогу на Мещовск. Тут я немного поплутал, выбрался к станции Сухиничи-Узловые. Заблудился. Изжарился. После чего зашел в магазин и купил себе пива, вопреки своим правилам. Дорогу на Мещовск не нашел и решил просто выехать из города на Киевское шоссе, а оттуда попасть на Мещовск. Киевка не подарок. Узко и большое движение. Я опять ехал по обочине. Километров через пять была развилка ( если верить карте, я мог попасть оттуда на Мещовск). Но на этой развилке не было никакого упоминания о Мещовске, а только о деревне Уколово, находящейся «на дороге на Мещовск». До другого поворота на Мещовск надо было ехать по Киевке 12-13 км. Я решил свернуть на указанной развилке, и ехал пока не кончился асфальт( хорошо, что не очень далеко). Посмотрев на карту, я понял, что я отклонился от маршрута. Я поехал назад. Вскоре я увидел, что от асфальтированной дороги идет полевая дорога( это и была нужная дорога на Мещовск, которая на разных картах Калужской области обозначалась как асфальтированная! Это выяснилось позже, когда я через интернет рассматривал этот участок местности со спутника). Но тогда я этого не знал, и ехать на ночь глядя неизвестно куда не решился. Я вернулся на трассу и поехал до другой развилки на Мещовск. Надо было располагаться на ночлег. Я уже накрутил около 160 км, вместо запланированных 120. Завтра ехать еще по более большей жаре более сотни километров, расхотелось. Я позвонил домой и через интернет выяснил расписание электричек с Сухиничей, решил прервать путешествие. Я снова вернулся в Сухиничи.В ближайшем леске поставил палатку, поужинал и лег спать. В этот день я проехал 164 км.
21 июня.
В палатке спалось уже лучше. Ночи становились теплей. Я окончательно встал около 5 утра,перекусил и около 6 часов поехал в Сухиничи. Где вокзал я приблизительно знал. Ехать было хорошо, сутра было прохладно. Сухиничи живописно расположены на холмах. Я добрался до вокзала Сухиничи- Узловые. Вокзал был закрыт на амбарный замок. Тут висело расписание пригородных поездов. Электричка Сухиничи- Калуга отправлялась с вокзала Сухинии-Главные, а здесь делала небольшую остановку. Платформы здесь были низкие, хотелось все-таки делать посадку с конечного пункта. и я поехал на Главные Сухиничи. По пути немного ознакомился с городом. Пришлось спросить дорогу. Вокзал находился почти в конце города. И вот я на Сухиничах- Главных.

Эта станция мне знакома с детства. Меня родители раньше часто возили на Украину. В советские времена особенностью этой станции являлась торговля вкуснейшими солеными огурчиками с вареной горячей картошкой. Такой кулек из трех картошин и одного огурчика местные бабульки продавали по 1 рублю. Но это была пища богов, после нехитрой поездной трапезы! В постсовесткое время Сухиничи славятся продажей мягкой игрушки. И сейчас двое мужчин пытались продавать пассажирам мягкие изделия. Было еще рано, и торговля у них шла плохо.

В 8 часов подошла электричка на Калугу 1, я не спеша водрузил в нее свой «транспорт». В электричке народу почти не было, и в 10.05 я был в Калуге.

В 10.55 отправлялся мой дизель на Вязьму. Народу было много, да еще дизель подали на низкую платформу. Я залез с велосипедом в дизель. Машинист или помощник, при этом выразил свое неудовольствие, что «скоро будут машины вкатывать». «Не плохая идея, если залезут»- подумал я. Несмотря на народ я хорошо устроился с велосипедом в вагоне.

Рядом расположилась компания байдарочников. Путь до Вязьмы составлял 4,5 часа. Жара, поезд еле тщился. Машинист бегал с пластиковой бутылкой с соляркой из одного головного вагона в другой. Да дизель был еще прошлого века и на каком слове держался…

Наконец-то моя станция. Какая-то бабушка даже помогла мне спуститься на платформу. Мир не без добрых людей. И так, на велосипеде я проехал 210 км, а если вместе с железной дорогой,то 600 км.
Сегодня у меня начался небольшой отпуск. Так как отпуск небольшой, а дел было много, то в поход я решил отправиться сразу же. Немного смущала погода: шли дожди. С некоторыми сомнениями все же стал готовиться к походу. Эта подготовка заняла часа полтора, вместе с хождениями по магазинам и укладыванием купленного по рюкзакам и сумкам. Маршрут пролегал по Калужской области через Тихонову Пустынь, Перемышль, Козельск, Оптину Пустынь, Сухиничи, Мещовск и Мосальск. И так, в 16.05 я выехал из Вязьмы на дизель- поезде, идущем в Калугу. Между Вязьмой и Калугой пустили красивый и современный РА-2(рельсовый автобус), но мне не посчастливилось ехать на нем и пришлось довольствоваться старым венгерским дизелем, кстати, внутри переоборудованным и имеющий современный вид. Так как была суббота,то народу в поезде было немного, и я хорошо устроился вместе с велосипедом.

Через три с половиной часа я слез с поезда на 136 км. Немного проехал по дороге вдоль ж/д пути и выехал на трассу Калуга- Медынь. Через полчаса я вьехал в поселок Лев Толстой, вскоре увидел колокольню Тихоновой Пустыни. Свернул с трассы и был перед воротами обители. Здесь находятся мощи преподобного Тихона Калужского.

читать дальшеНа рубеже 19-20 вв. обитель принимала большое число половников, немного уступая по числу половников Оптиной Пустыни. Моей целью не было посещения святого места и я уподобился нашим древним русским паломникам, которые достигали Иерусалима, и по-своему недостоинству, не решались вступать в святой город, и возвращались на Родину.

Я сделал несколько снимков (правда не таких живописных, на которых изображается Тихонова Пустынь). И стал двигаться дальше. Было около 9 вечера и необходимо было уже задуматься о ночлеге. Вскоре я выехал на оживленное Киевское шоссе, в стороне осталась Калуга.
Вдоль трассы попадались лотки в которых продавались тульские пряники различных форм и размеров. Я проехал мост через Угру,

перед мостом был памятник, изображающих древних русских воинов. Похожий памятник имеется в Смоленской области рядом с пос. Знаменка, тоже недалеко от Угры. Эти памятники посвящены знаменитому «стоянию на Угре» в 1480 году. Где было это стояние остается загадкой. Что дает право жителям того или иного места вдоль реки Угры, что «стояние» было именно в их местности. Река Угра в этом месте широкая, во всяком случае крупнее, чем в Смоленской области. Ехать по Киевскому шоссе было малоприятным занятием. Во-первых оно узкое, а во-вторых большой поток транспорта. Я больше ехал по обочине. Я доехал по нему до указателя на Воротынск, свернул и увидел табличку, на которой было указано , что до Оптиной Пустыни 60 км. Хотя, судя по карте, расстояние до Оптиной было более 70 км. Ну, ладно, необходимо было искать место для ночлега. Вскоре я сьехал на проселочную дорогу , проехал порядочно от трассы и остановился на поле возле леска. В этот день я проехал 34 км. Поставил палатку, приготовил ужин и улегся спать. Около 12 часов ночи приехала компания молодежи на мотоциклах и расположилась рядом, не знал я, что в таком удаленном месте могут быть гости. Я по-видимому остался незамеченным. Компания пробыла часа два и уехала. Естественно, что спокойный сон наступил после их отьезда.
20 июня.
Проснулся, вернее, окончательно встал я часов в 5 утра. Зажег костерок, перекусил, собрал палатку, и около 7 утра я выехал.

Погода была замечательной, настроение тоже. Повсюду открывались замечательные виды. Калужская область на них богата. И что удивило, так это засеянные поля, а не как в Смоленской области ( во всяком случае, где я проживаю). Часа через два я проехал г. Перемышль( он остался в стороне).

Становилось все жарче. Приходилось чаще останавливаться, чтобы отдохнуть и чего- нибудь выпить. По мере приближения к Козельску, местность становилась все живописнее. С левой стороны, по ходу движения, была широкая долина реки Жиздры,

за ней, насколько хватало глаз, простирались сосновые леса. Дорога вилась по склону к речной долине, то поднималась, то опускалась. Каждый раз открывались живописнейшие виды. Наиболее красивые виды были у Подборки.

. Вот появился дорожный указатель на Шамордино. Я решил заехать в Шамординский монастырь.

Перед монастырем также открывалась живописная панорама. Монастырь находился на высоком берегу реки Серена. Глубоко внизу река делала широкую петлю, образуя глубокую речную долину.

Перед вратами в святую обитель было могу народа, машин и торгующих всякой всячиной.

Неудивительно, ведь был воскресный день. Я выпил стаканчик вкуснейшего медового кваса на березовом соке! Как путешествующему велосипедисту мне была предложена скидка на квас. Было искушение воспользоваться скидкой и затариться квасом, но при такой жаре, этот освежающий напиток грозил превратиться в нечто более градусосодержащее. Я вернулся на трассу Калуга – Козельск, и продолжил путь к Оптиной. Начиналась жара. Я с тоской посматривал на любые встречавшиеся мне водоемы. Наконец, вдали показались золотые главы Оптиной..

Но до нее необходимо было доехать. Прямой дороги к ней не было. Надо было доехать сначала до Козельска, переехать мост через Жиздру, и «вернуться» к Оптиной. Проехать Жиздру просто так я не мог. Я заехал под мост.

Разделся и залез в воду. Блаженство! Жиздра здесь широкая, но не глубокая.

Течение быстрое, дно песчаное. Мимо проплыла байдарка. После купания захотелось есть. Тут же на берегу я перекусил. Было около 13 часов. После моста через Жиздру, проехав пару километров через сосновый лес, я оказался в Оптиной.

Здесь было много паломников. Были и нищие. Но никто из них не обратился ко мне за милостыней. Наверное, я представлял вид истинного паломника: изможденный, небритый с велосипедом и рюкзаком. Не только просить, но в пору , самому что-нибудь мне пожертвовать. В монастырь я не стал заходить, ведь я был «обременен» транспортом. Лишь коснулся рукой святых врат.

Немного постоял и пошел к святому источнику. Рядом с монастырем были две палатки, где продавались пирожки, кофе, соки. Интересно, что вместо цен было слово «пожертвование». «Пожертвование на чай 10 руб» и так далее. Около святого источника было менее многолюдней. Купальня представляла собой крытый павильон с женской и мужской половинами.

Рядом можно было набрать святой воды. Я набрал кружку. Попил и окатил себя с головы до ног. На святом источнике необязательно троекратно погружаться в воду. Но можно просто умыться. Попить святой воды. Теперь мой путь лежал в Козельск. Он находился рядом с Оптиной. Посмотрев карту Калужской области, я поехал согласно ей. Козельск городок небольшой, находится на возвышенности, наверное, здесь две главные улицы. Я поехал по дороге, которая шла от Пустыни, и дальше переросла в городскую улицу.

Дорога стала подниматься вверх. В городе я купил сока и мороженое. В третьем часу дня я выехал из города и взял направление на Сухиничи. Предстояло проехать 30 км. Вроде и не далеко. Но стало невыносимо жарко. Пришлось часто останавливаться для отдыха. Я решил отдохнуть по-дольше. Но всяческие зловредные насекомые в виде мух и слепней не дали это сделать. Пришлось дальше крутить педали. Что- либо интересного между Козельском и Сухиничами не было. Пытался окунуться в попавшемся водоеме, но он был облеплен отдыхающими. Когда жара стала невыносимой, я забрался под мост над маленькой речушкой. Запустил туда ноги. Вода была ледяной, и очень освежающей. Постояв немного в воде мне даже стало холодно. Я решил продолжить путь. За мной вился рой слепней. Ближе к Сухиничам портилась дорога. В одном месте вместо асфальта лежали бетонные плиты. Но дальше дорога стала лучше. А вот и окраина Сухиничей. Был шестой час вечера. Сухиничи- небольшой райцентр Калужской области.

В центре города был действующий фонтан, было вполне благоустроено.

Чуть отступишь в сторону – и деревня. Мне нужно было найти дорогу на Мещовск. Тут я немного поплутал, выбрался к станции Сухиничи-Узловые. Заблудился. Изжарился. После чего зашел в магазин и купил себе пива, вопреки своим правилам. Дорогу на Мещовск не нашел и решил просто выехать из города на Киевское шоссе, а оттуда попасть на Мещовск. Киевка не подарок. Узко и большое движение. Я опять ехал по обочине. Километров через пять была развилка ( если верить карте, я мог попасть оттуда на Мещовск). Но на этой развилке не было никакого упоминания о Мещовске, а только о деревне Уколово, находящейся «на дороге на Мещовск». До другого поворота на Мещовск надо было ехать по Киевке 12-13 км. Я решил свернуть на указанной развилке, и ехал пока не кончился асфальт( хорошо, что не очень далеко). Посмотрев на карту, я понял, что я отклонился от маршрута. Я поехал назад. Вскоре я увидел, что от асфальтированной дороги идет полевая дорога( это и была нужная дорога на Мещовск, которая на разных картах Калужской области обозначалась как асфальтированная! Это выяснилось позже, когда я через интернет рассматривал этот участок местности со спутника). Но тогда я этого не знал, и ехать на ночь глядя неизвестно куда не решился. Я вернулся на трассу и поехал до другой развилки на Мещовск. Надо было располагаться на ночлег. Я уже накрутил около 160 км, вместо запланированных 120. Завтра ехать еще по более большей жаре более сотни километров, расхотелось. Я позвонил домой и через интернет выяснил расписание электричек с Сухиничей, решил прервать путешествие. Я снова вернулся в Сухиничи.В ближайшем леске поставил палатку, поужинал и лег спать. В этот день я проехал 164 км.
21 июня.
В палатке спалось уже лучше. Ночи становились теплей. Я окончательно встал около 5 утра,перекусил и около 6 часов поехал в Сухиничи. Где вокзал я приблизительно знал. Ехать было хорошо, сутра было прохладно. Сухиничи живописно расположены на холмах. Я добрался до вокзала Сухиничи- Узловые. Вокзал был закрыт на амбарный замок. Тут висело расписание пригородных поездов. Электричка Сухиничи- Калуга отправлялась с вокзала Сухинии-Главные, а здесь делала небольшую остановку. Платформы здесь были низкие, хотелось все-таки делать посадку с конечного пункта. и я поехал на Главные Сухиничи. По пути немного ознакомился с городом. Пришлось спросить дорогу. Вокзал находился почти в конце города. И вот я на Сухиничах- Главных.

Эта станция мне знакома с детства. Меня родители раньше часто возили на Украину. В советские времена особенностью этой станции являлась торговля вкуснейшими солеными огурчиками с вареной горячей картошкой. Такой кулек из трех картошин и одного огурчика местные бабульки продавали по 1 рублю. Но это была пища богов, после нехитрой поездной трапезы! В постсовесткое время Сухиничи славятся продажей мягкой игрушки. И сейчас двое мужчин пытались продавать пассажирам мягкие изделия. Было еще рано, и торговля у них шла плохо.

В 8 часов подошла электричка на Калугу 1, я не спеша водрузил в нее свой «транспорт». В электричке народу почти не было, и в 10.05 я был в Калуге.

В 10.55 отправлялся мой дизель на Вязьму. Народу было много, да еще дизель подали на низкую платформу. Я залез с велосипедом в дизель. Машинист или помощник, при этом выразил свое неудовольствие, что «скоро будут машины вкатывать». «Не плохая идея, если залезут»- подумал я. Несмотря на народ я хорошо устроился с велосипедом в вагоне.

Рядом расположилась компания байдарочников. Путь до Вязьмы составлял 4,5 часа. Жара, поезд еле тщился. Машинист бегал с пластиковой бутылкой с соляркой из одного головного вагона в другой. Да дизель был еще прошлого века и на каком слове держался…

Наконец-то моя станция. Какая-то бабушка даже помогла мне спуститься на платформу. Мир не без добрых людей. И так, на велосипеде я проехал 210 км, а если вместе с железной дорогой,то 600 км.